✓English

Сведения об институте

С 27 по 30 октября 2016 года в городе Варшаве (Польша) кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник сектора истории Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории Михаил Геннадьевич Степанов принял участие в международной (европейской) научной конференции «Извлекаем ли мы уроки из истории? Культура памяти как путь к европейскому взаимопониманию». Организатором данного научного мероприятия  выступил Дортмундский Международный образовательный центр (МОЦ – IBB Dortmund).
Цель конференции – дать возможность историкам, представителям сферы исторического образования и просвещения, проектов и инициатив, связанных с прошлым, а также журналистам из Беларуси, Германии, Польши, России и Украины – по 20 человек от каждой страны – обратить детальный взгляд на XX столетие (Вторая мировая война, Холокост, сталинизм) и его историческое осмысление. Что мы в России знаем о том, как развивалась культура памяти в Польше, Германии, а также в Беларуси и Украине в постсоветское время? Какое общественное значение имеет историческая память сегодня в этих странах, какие есть традиции и новые формы работы в сфере памяти? Конференция предоставила возможность лучше понять, какие непереосмысленные исторические конфликты отягощают отношения между этими странами до сих пор.
Особо следует отметить организованную поездку в мемориальный комплекс «Треблинка». Треблинка (Treblinka) – это два концентрационных лагеря: Треблинка-1 (так называемый «трудовой лагерь») и Треблинка-2 (лагерь смерти). Лагеря были организованы нацистами на территории оккупированной Польши недалеко от деревни Треблинка (воеводство Мазовецкое), расположенной в 80 км к северо-востоку от Варшавы. Лагерь смерти Треблинка-2 существовал с 22 июля 1942 года по октябрь 1943. По разным оценкам, всего в лагере было убито около 900 тысяч человек. Подавляющее большинство жертв (99,5 %) были евреями из Польши, около 2 тысяч – цыгане. Из известных жертв «Треблинки-2» следует назвать знаменитого польского педагога Януша Корчака, который в августе  1942 года был депортирован вместе с Домом сирот (примерно 200 детей) на станцию, откуда их в товарных вагонах отправили в Треблинку. Он отказался от предложенной в последнюю минуту свободы и предпочёл остаться с детьми, приняв с ними смерть в газовой камере. 
В целом, из докладов признанных в этой области экспертов участники конференции получили информацию о многообразии культуры памяти, различных точках зрения и конкурирующих «памятях», о белых пятнах историографии в Беларуси, Германии, Польше, России и Украине. На эти темы были также представлены из каждой страны исторические проекты, инициативы, примеры практической работы в сфере сохранения исторической памяти.
/files/StepanovMG1.pdf